Торговые центры, кинотеатры, больницы и пансионаты взяли под жесткий контроль.

Автор Аюпова Р. Т.

После того, как в России произошло несколько резонансных пожаров, приведших к гибели людей, Министерство чрезвычайных ситуаций и Правительство РФ всерьез задумались о реформировании системы противопожарной безопасности в стране. Понятно, что в первую очередь реформы проходят на законодательном уровне. И ориентиры были направлены на объекты с массовым пребыванием людей. Здесь и внедрение риск-ориентированного подхода с присвоением объектам защиты категории пожарного риска, от которой зависит частота плановых проверок, и изменение правил противопожарного режима, и новая форма декларации пожарной безопасности и т.д. По требованию новых нормативных документов объекты с массовым пребыванием людей будут проходить плановые проверки в зависимости от присвоенной категории  - от одного раза в год до одного раза в три года. Впрочем, как показывает практика, большинство ТЦ и офисных центров вынуждены будут готовиться к ежегодным проверкам. Давайте разберемся, из какой логики истекают все эти изменения и к чему могут привести.

Если вспоминать самые резонансные пожары на объектах с массовым пребыванием людей, то за последние два десятка лет их можно перечислить по пальцам одной руки, но от этого глубина этих трагедий не уменьшается. И начинается она на территории Самарской области.

Именно здесь 10 февраля 1999 года произошел пожар в здании ГУ МВД, расположенного на ул. Куйбышева в Самаре. Огонь полностью уничтожил здание и унес жизни 57 человек. Спаслись более 200 человек, многие из них находились в критическом состоянии. Официальная версия случившегося - кто-то из сотрудников ведомства бросил непогашенный окурок в пластмассовую урну, вследствие чего и началось возгорание. Уголовное дело по расследованию обстоятельств было приостановлено в связи с невозможностью установления виновных.

В 2007 году в Краснодарском крае в станице «Камышевская» загорелся дом престарелых. Во время пожара в здании находились 93 жильца, три санитарки и медсестра. Трагедия унесла жизни 63 человек, в том числе медсестры, которая пыталась спасти людей. 28 погибших были лежачими больными. Причиной возгорания следователи называли неосторожность при курении. В здании также не было сигнализации и системы оповещения, отсутствовали средства защиты, а ближайшее подразделение пожарной охраны находилось в 50 км от дома престарелых, что также повлияло на количество жертв. В случившемся обвинили директора дома престарелых и замдиректора по административно-хозяйственной части. Их отправили в тюрьму на 3,5 и 4 года. После трагедии пансионат полностью отреставрировали, на это ушло более 50 миллионов рублей из краевого бюджета.

Многим памятен пожар в ночном клубе «Хромая лошадь». Он до сих пор остается крупнейшим в России по числу жертв. Трагедия случилась 5 декабря 2009 года в Перми во время празднования восьмилетия со дня открытия заведения. В здании находились около 300 человек. По основной версии причиной случившегося стало неосторожное применение пиротехники. Во время пожара погибли 111 человек. Через несколько дней в больницах скончались еще 45, увеличив общее число жертв до 156. Кроме того, еще 64 человека получили тяжкий вред здоровью. После этого происшествия уволили почти всех должностных лиц и чиновников регионального пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. Соучредитель клуба тогда получил 9 лет тюрьмы, а исполнительный директор и арт-директор – по 4,5 года. Организаторы пиротехнического шоу тоже были осуждены на 5 лет лишения свободы. Еще один соучредитель заведения после трагедии пытался скрыться в Испании, но был экстрадирован. Его приговорили к 6,5 годам тюрьмы, а также к возмещению морального и имущественного вреда потерпевшим в размере более 200 млн. рублей.

22 ноября 2016 года в Нижнем Новгороде вспыхнул ДК им. Орджоникидзе. В это время там занимались дети. В результате пожара пострадал только 1 человек – директор дома культуры. 

25 марта 2018 года около часа дня по московскому времени в Кемерово загорелся торговый центр «Зимняя вишня». По информации на 16:00 26 марта пожар был ликвидирован. Погибли 64 человека, пострадал 51. У здания обрушилась крыша. В результате пожара погибли около 200 животных, находившихся в контактном зоопарке в ТЦ.

Все эти трагические события, несмотря на то, что произошли в разные годы, обнажили одну тревожную тенденцию – в местах массового пребывания людей меры по соблюдению пожарной безопасности оставляют желать лучшего. А не соблюдаются они, с одной стороны из-за халатности владельцев заведений, с другой из-за недостаточного контроля со стороны инспекторов пожарного надзора, которые до недавнего времени были ограничены в проявлении «излишнего» внимания по указанным выше объектам. Впрочем, сейчас ситуация меняется. И в первую очередь это касается изменения законодательства в области пожарной безопасности, которое за последний год серьезно ужесточилась в отношении объектов с массовым пребыванием людей.

В современных условиях принципы построения пожарной безопасности на объекте следует делить на два направления. Первое – требования нормативных документов по ПБ, которые защищают сам объект, второе – меры противопожарной безопасности, направленные на защиту жизни и здоровья людей. Конечно, есть и основные законы, руководствуясь которыми мы выполняем требования по ПБ и первого и второго направления. Так защита объекта обеспечивается выполнением требований Федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый 25.04.2012 года, с последующими изменениями. Защита жизни и здоровья людей обеспечивается выполнением требований постановления правительства № 390 «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 года, которые с 01.01.2021 года будут заменены новыми правилами ППР, принятыми новым постановлением правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года.

Собственники объектов с массовым пребыванием людей в целях защиты своих помещений должны позаботиться о противопожарных мерах и размещении систем противопожарной защиты. Давайте напомним, что к объектам с массовым пребыванием людей относятся:  

  •  кинотеатры; 
  •  торгово-развлекательные комплексы; 
  •  ночные клубы; 
  •  гостиничные комплексы; 
  •  лечебно-оздоровительные учреждения; 
  •  спортивные комплексы. 

Объекты различаются между собой, как и пожарные нормы. Применение систем пожаротушения для защиты строений различного назначения подчиняется ФЗ РФ № 123 с изменениями ФЗ № 117. Это ужесточило требования к пожарным нормам социально значимых объектов.  В большинстве случаев на таких объектах устанавливают водяные установки пожаротушения. Необходимость автоматической системы пожаротушения зависит от площади и назначения объекта.

У объектов с массовым скоплением людей свои особенности. При этом сложности могут возникать как у готовых, так и у возводимых строений. В ходе проверок специалисты часто обнаруживают целый комплекс нарушений. Среди них:

  • Недостаток огнетушителей. У многих строений нет аппаратов тушения пожаров.

  • Неисправная система оповещения. Поломка, некорректная работа оборудования не обеспечивают должную безопасность тех, кто находится на объекте. Риск негативных последствий возрастает.

  • Проблемы с направляющими табличками. В некоторых зданиях отсутствуют таблички, обозначающие эвакуационные выходы. Это затрудняет выход из помещения в случае внештатной ситуации.

  • Отсутствие доступа к эвакуационным выходам. Серьезным нарушением считается загромождение эвакуационных путей или закрытие дверей на замок.

Любой из объектов с массовым пребыванием людей должен быть обеспечен системой пожарной безопасности, работа которой направлена в первую очередь на тушение очага возгорания. 

В настоящее время первоочередными задачами для обеспечения пожарной безопасности являются установка внутри помещений пожарной сигнализации и систем оповещения, а также проверка состояния эвакуационных путей и выходов.  

Первичные средства пожаротушения, автоматическая пожарная сигнализация, автоматические установки пожаротушения и оповещения людей обязательно должны содержаться в исправном состоянии. На таких объектах необходимо предусмотреть размещение связи, которая поможет оперативно вызвать противопожарные службы. Эвакуационные пути не должны быть захламлены посторонними предметами и оборудованием, чтобы люди могли своевременно покинуть здание в случае пожара. Для облицовки нельзя использовать декоративные отделочные материалы, а покрытие полов должно соответствовать правилам пожарной безопасности. 

Руководитель предприятия (организации) с массовым пребыванием людей должен позаботиться о создании инструкции, в которой будет четко оговорены действия сотрудников в случае возникновения пожара. Если в помещении предусмотрен один эвакуационный выход, то пребывание в одно и то же время более 50 человек запрещено. Если сооружения отнесены к 4 и 5 степени огнестойкости, то пребывание больше 50 человек возможно только на первом этаже. 

Перед началом любых мероприятий на подобных объектах (танцы, свадьбы, представления) руководитель должен позаботиться об осмотре помещений. Кроме того, руководитель должен назначить дежурство ответственных лиц, как на сцене, так и внутри помещений. 

Не следует забывать, что спортивные комплексы, торгово-развлекательные центры, большие магазины - эти объекты с высокими потолками и большими площадями. Для их тушения эффективнее использовать установки РПК (роботизированные пожарные комплексы).

В школах, детских садах и больницах при планировании мер пожарной безопасности крайне важно снизить вероятность ложного срабатывания сигнализации, предотвратить панику. Поэтому в таких местах, как правило, используют спринклерно-дренчерные установки водяного типа и установки с принудительным пуском. Особенность таких установок заключается в том, что они подают воду точечно, к очагу возгорания.

Долгое время объекты с массовым скоплением народа не имели четких характеристик. В ППБ 01-03, прекратившим действие несколько лет назад, такими объектами считались те, которые способны вместить 50 и более человек. В то же время в комментарии ВНИИПО к 123-ФЗ массовым скоплением считалось 1000 и более человек на объекте.

С внесением изменений данный термин был закреплен и охарактеризован на законодательном уровне. Некоторые специалисты отрасли предлагают относить к нему выставочные, биржевые и другие залы. Также специалисты предлагают устанавливать максимальное количество людей для каждого объекта. За расчет следует брать обеспечение безопасной эвакуации людей с учетом системы ПБ, установленной на объекте.

Собственники и руководители объектов с большим количеством людей в случае возгорания должны не допускать усугубления ситуации, снижать воздействие продуктов горения на тех, кто находится на объекте.

Объекты с массовым скоплением народа объединяет невозможность оперативного проведения противопожарных действий. Из-за большого скопления людей пожарным сложно проникнуть в здание и начать работу. Ввиду этого автоматические современные установки тушения пожара имеют большое значение.

При этом современные объекты строительства выделяются оригинальными архитектурными формами, большим количеством этажей. В таких зданиях много инженерных систем, которым требуется электроэнергия. Система защиты от пожаров в таких зданиях также достаточно сложная. К ней предъявляют требования по работоспособности, надежности.

Рабочая система оповещения, таблички эвакуационных выходов, огнетушители — все это имеет большое значение для всех объектов, и особенно тех, где встречается большое количество людей. В случае внештатных ситуаций эвакуацию усложняет паника, которую нужно во что бы то ни стало погасить. И сделать это можно посредством вышеупомянутых мероприятий.

С 1 января 2021 года в стране начнут действовать новые правила противопожарного режима. Вместо постановления правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года, начнет действовать постановление правительства РФ  №1479 от 16.09.2020 года. Два упомянутых документа не сильно отличаются друг от друга, но отличия все-таки есть. В новом постановлении, в частности, исключены устаревшие требования. Например, в зданиях организаций отдыха детей и их оздоровления теперь разрешено размещать ребят на этаже с одним эвакуационным выходом, но не более 10 человек. Ранее размещение детей в таких условиях не допускалось. 

В отличие от прежних правил прописаны запреты на использование подвальных и цокольных этажей для организации детского досуга (детских развивающих центров, развлекательных центров, залов для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией. То есть, сделано всё, чтобы трагедии с гибелью детей, как в «Зимней вишне», не повторилось. Помимо этого введены требования о запрете на объектах защиты установления глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных законом. Также не допускается изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода).

Руководитель организации должен обеспечить наличие и исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных (противодымных, дымогазонепроницаемых) дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем. 

Не допускается устанавливать приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Уточнены требования к размещению транспарантов и баннеров. Теперь эти носители информации, а также другие рекламные элементы и конструкции, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, должны быть выполнены из негорючих материалов или материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2, если иное не предусмотрено в технической, проектной документации или в специальных технических условиях. При этом их размещение не должно ограничивать проветривание и естественное освещение лестничных клеток, а также препятствовать использованию других специально предусмотренных проемов в фасадах зданий и сооружений для удаления дыма и продуктов горения при пожаре. То есть логика понятна – продвижение товаров и услуг никак не должно влиять на пожарную безопасность объектов с массовым пребыванием людей (ОМЛ).

Мы уже знаем, что помимо торговых центров, пансионатов, кинотеатров и гостиниц, к ОМЛ часто относятся больницы, клиники и пансионаты. Для руководителей медицинских организаций прописано требование обеспечить наличие в зданиях и сооружениях, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, помимо носилок из расчета одни носилки на пять пациентов, еще и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара для каждого работника дежурной смены медорганизации. Кроме того, установлено требование по межкоечному расстоянию в больничных палатах, оно должно быть не менее 0,8 м, а центральный основной проход – шириной не менее 1,2 м. Дополнительно установлен запрет на группирование более двух кроватей.

При этом, как и ранее, предусматриваются особые требования ПБ для производственных, сельскохозяйственных объектов, транспорта и транспортной инфраструктуры, при выполнении строительно-монтажных и других работ. Отдельно прописаны требования противопожарной безопасности при применении и реализации пиротехнических изделий бытового назначения, которые в основном используются на массовых мероприятиях.

В настоящее время нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности предъявляют более серьезные требования к объектам с массовым пребыванием людей. Ужесточение контроля со стороны МЧС России подтолкнет владельцев вышеуказанных зданий и помещений к принятию активных мер по обеспечению соответствия требованиям пожарной безопасности своих объектов. Тем более, что в планах контролирующих органов стоит регулярное проведение не только плановых, но и внеплановых проверок на объектах, в которых одновременно могут находиться более 50 человек.