Управление качеством

изображение

Система менеджмента качества

Международный стандарт (МС) ISO 9001

Система менеджмента качества - это часть общей системы управления в компании. Идея, лежащая в основе системы менеджмента качества, заключается в том, что необходимо создавать систему, внутри которой будет стабильно рождаться только качественная продукция (услуга). Система менеджмента качества формализована в стандартах, разработанных международной организацией ISO. Членами ISO являются органы стандартизации многих стран (всего около 150).
Комплекс международных стандартов ISO серии 9000 под общим названием "Системы менеджмента качества" аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Особенностью стандарта является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления предприятием (т.е., к системе менеджмента качества), которая в свою очередь обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества продукции/услуг.
Tpeбoвaния к cиcтeмaм мeнeджмeнтa кaчecтвa ycтaнoвлeны в стандарте ISO 9001. Oни являютcя oбщими и пpимeнимыми к opгaнизaциям в любыx ceктopax пpoмышлeннocти или экoнoмики нeзaвиcимo oт кaтeгopии пpoдyкции. Так как стандарт ISO 9001 нe ycтaнaвливaeт тpeбoвaний к пpoдyкции, то тpeбoвaния к пpoдyкции мoryт быть ycтaнoвлeны пoтpeбитeлями или opгaнизaциeй, иcxoдя из пpeдпoлaraeмыx зaпpocoв пoтpeбитeлeй или тpeбoвaний peглaмeнтoв. Стандарт помогает построить эффективную клиенториентированую систему менеджмента, позволяющую удовлетворять и предвосхищать ожидания клиентов, что, в свою очередь, дает компании возможность стабильно зарабатывать деньги.
На сегодняшний день ISO  9001 является наиболее популярным сертификационным стандартом на системы менеджмента во всем мире, в том числе и в России, причем количество сертифицированных компаний растет с каждым годом. За последние годы число сертифицированных в мире компаний возросло более чем в 20 раз.
Согласно последним опубликованным опросам доклада  «The ISO Survey» Международной организацией по стандартизации, в 2014 году было выдано 1 138 155 документов о соответствии стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования».

Внедрение и сертификация системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001 обеспечивает предприятие следующими преимуществами:

  • построение эффективной системы менеджмента компаний и переходе от функционального менеджмента к менеджменту, ориентированному на процессы и их качество;
  • повышение эффективности производства за счет снижения не только технологических издержек, но и управленческих, и как следствие:
    • увеличение прибыльности и капитализации компаний;
    • исключение дублирования документов, процессов, информационных потоков;
    • установление баланса полномочий и ответственности руководителей (владельцев) процессов за их качество и эффективность использования ресурсов;
  • выявление и удовлетворение настоящих и будущих потребностей заинтересованных сторон;
  • в появлении у руководителей всех уровней инструмента оценки и анализа деятельности компании и своих подразделений в разрезе процессов;
  • в повышении качества внутреннего оперативного управления и качества принятия управленческих решений, и эффективности их реализации за счет:
    • полного описания и стандартизации рабочих процедур;
    • детального документирования сфер ответственности и обязанностей сотрудников;
    • улучшения взаимодействия между руководящим составом и исполнителями;
    • лучшей диагностики действующей системы управления и качества процессов;
    • применения постоянного мониторинга процессов;
    • проведения анализа функционирования СМК со стороны руководства;
  • в повышение прозрачности системы управления и повышения за счет этого мотивации персонала;
  • в идентификации областей улучшения и реализации непрерывного улучшения результата за счет применения системного и процессного подходов, что доказано мировой практикой